23 июля: трек — 75 км. 24°C, переменная облачность.
Приложеный трек неполный — 57 километров. С места ночлега до Карсхамна ехали без навигации, трек, соответственно, не записался. Когда выехали из Карсхамна, навигатор был вкдючён не сразу. На то, что предлагал навигатор решили пока не смотреть. После ряда ошибочных заездов Саня стал сильно не доверять тому, что предлагает навигатор. У него была распечатка нашего маршрута, но очень неподробная. По ней только можно было определить какой достаточно крупный населённый пункт должен быть следующим.
В приложеном треке отображена наша попытка быть умнее навигатора. Как видно из трека это обошлось в лишних тридцать километров. С первого взгляда на трек не видно как и куда ехали. Чтобы это понять надо подвести мышку к графику высот в левом верхнем углу карты и вести слева направо. На треке появится маркер, который будет показывать точку на маршруте, соответствующую положения указателя на графике высот. Этот коммент касается записанного трека, который был уже после Карлсхамна. А пока вернёмся к началу дня.
Завершив завтрак на автобусной остановке отправились в путь. До Карсхамна было уже недалеко. Особых планов на это город не было. Поэтому долго там задерживаться не планировали. Но реальные события в Карсхамне поменяли наши планы. Мы провели там целый день, чем положили начало отставанию от нашего графика. 4 августа обратный паром из Стокгольма. Кроме того предусмотрено провести несколько дней в Стокгольме, чтобы подробно исследовать этот большой город.Надо отметить, что Карлсхамн портовый город. Туда есть паромная линия из Риги. При планировании поездки подобной нашей можно использовать эту возможность для модификации маршрута.
Когда въехали в город обнаружили, что открыты алкогольные магазины. Крепкий алкоголь в Швеции продают только государственные магазины Systembolaget. В субботу и воскресенье они не работают. Шведы, кому надо, запасаются в пятницу. Признаюсь, что заметили мы этот удивительный факт позднее. А сначала просто увидели толпы людей в центре города. И везде была музыка. На улицах и в некоторых дворах играли оркестры. Мы быстро направились в городское turistbyrå и добыли там программу фестиваля. Определили площадки с интересными событиями и время их работы и спланировали соответствующий маршрут по городу.
Попав в самый центр города, обнаружили, что передвигаться там было возможно только пешком. Плотная толпа заставила забыть про возможность ехать на веле. Его пришлось вести руками. А бент агрегат. который не любит, когда его ведут руками. В отличие от простого вела он не подруливает, когда его наклоняешь в какую-либо сторону. Поэтому всё время приходится наклоняться к рулю, чтобы подкорректировать траекторию движения бента. А это, знаете, очень утомительно, тем более в толпе.
Музыка была отличной. Музыканы были весьма профессиональны. Время шло быстро и незаметно. Там же на центральной улице нашлось место, где можно пообедать, одновременно слушая музыку.
Как можно обнаружить из чека обед состоял из 12 шведских тефтелек. Традиционное шведское мясное блюдо. Вкусно и, как правило, недорого. Иногда бывает трудно выбрать из меню. В таком случае шотбуллар — беспроигрышный вариант. Плюс к этому один эспрессо и пирожное. Итого 139 шведских крон. Стакан справа — просто вода из крана со льдом. В Швеции везде и всегда бесплатно. Шведский водопровод самый чистый в мире. Вода качественная. А вот на российском пароме налить простой воды откажут и предложат купить за сколько-то там евро воду в бутылке.
День прошёл интересно. Проторчали в Карлсхамне до вечера. И вечером было жарко. На дорогу искупались в море и около восьми вечере двинулись в направлении Карлскруны. Но надо было ехать и нагонять график. Дорога была со спусками и подъёмами. На подъёме я ехал весьма небыстро. Саня меня обгонял, ждал на перевале и потом летели вниз. Скорость превышала 50 км/час. Можно было и быстрее. Но дорога было весьма извилистой и за поворотом ждала неизвестность. Гружёный бент, хоть и с дисковыми тормозами быстро не остановишь, поэтому моя максимальная скорость была 54 км/час, хотя можно было запросто превысить 60. Дорога проходила по лесу. Там бегает много оленей и прочей живности.
Дальше дорога стала живописнее.
Однако дело шло к ночи, а путь до Карлскруны был неблизким. Прохладными ночами нам ездить понравилось. И сейчас решили, что ехать будем пока не начнём засыпать. Тем более, что в Карлсхамне провели целый день, хотя по графику должны были уложиться где-то в пару часов. Но пока повода для беспокойства не было. Это отставание легко могло быть скомпенсировано более длинными пробегами. Путь пролегал по хорошим сельским дорогами и велодорожкам.
И поскольку маршрут на каждый отрезок пути мы прокладывали заново, то он не соотвествовал тому, что было проложено дома. Когда я делал это дома, я проверял все дороги. Просматривал на спутниковых картах. Но как я уже говорил при заливке маршрута, состоявшего из отдельных сегментов в Османд приозишла коллизия и он перепутал порядок сегментов и нарисовал нам непоследовательный маршрут длиной в тысячи километров.
Проблему решили тем, что назначали каждый раз маршрут из текущей точки до следующей. Так и сейчас Османд проложил нам маршрут из Карлсхамна. Но критерии оптимизации у Османда были другими. Приоритетом у него была минимальная длина маршрута. И на предстоящую ночь он преподнёс главный «подарок» всего путешествия по Швеции. Если следовать заранее подготовленному маршруту, то надо было ехать не прямо к следующей точке маршрута, а в объезд. Прямая дорога есть, но это автомобильная E22. Автострада. Велосипедам там ехать нельзя и формально и фактически. С фактической частью мы познакомились, когда нам пришлось ехать по этой дороге на участке, где она не считалась автострадой. Хотя проехали и немного, но было понятно, что уж лучше ехать лесами, чем в скоростном потоке автомобилей при отсутствии какой-либо обочины.
Ещё дома на этом участке я изучал вариант маршрута по лесным тропинкам. Было короче, но было понятно, что не быстрее. И когда планируешь по картам совершенно не ощущаешь рельеф местности. А когда своими силами везёшь гружёный 50-килограммовый бент по суровым горкам уже знаешь, что при планировании следующего путешествия будешь бдить.
И вот сейчас при написании этого отчёта я стал разбираться, что же там было в этом месте и почему все дороги ведут вокруг. В этом месте находится заповедник Wallanders Åbacka.
Wallander Åbacka — природный заповедник в Роннеби (муниципалитет Блекинге). Заповедник существует с 1999 года и охватывает 29 гектаров. Он расположен к западу от Роннеби и в основном состоит из лиственных лесов. Среди обычного леса из елей, сосен и осин можно найти дуб и граб.
Заповедник не очень велик по территории. Сказать, что весьма рельефный — это ничего не сказать. Это холмы, по которым идёт дорога, это каменные перевалы, местами голые скалы. И по ним идёт тропа, на которую загнал нас Османд. Ещё раз повторю: виноват, разумеется, не Османд. Он просто инструмент. Виноват штурман, который не научился правильно им пользоваться.
Асфальтовая дорога давно кончилась. Пошла грунтовка, которая постепенно стала сужаться. Солнце зашло. Сначала наша скорость снизилась до 15 км/час, потом до восьми. Дорога плавно преобразовалась в тропу, которая поднималась вверх все круче и круче. На дороге стали встречаться крупные валуны, через которые приходилось перетаскивать гружёные велы. Объехать часто было невозможно. Тропинка стала узкой. Шли пешком. Скрость снизилась до трёх километров в час. Тропинка пропала совсем. Выдерживали направление по навигатору.
Приближался энергетический кризис. Основной источник энергии — динамо-втулка на колесе бента. Поскольку шёл пешком и тянул в гору бент, то энергии от него ожидать не приходилось. Альтернативные источники энегии типа розетки где-нибудь в кафе или кемпинге были далеко. Было два критически важных потребителя энергии: фонарь и телефон. Фонарь давал возможность искать дорогу и двигаться вперёд. Включил его в экономичный режим и лишь изредка ненадого включал мощный режим, когда нужно было разглядеть что-то в темноте. Иногда прходилось оставлять бент, идти вперед и разведывать путь, чтобы быть уверенным, что тащу бент по пути, где меньше валунов, ям и коряг.
И телефон. На нём работал навигатор. В случае исчерпания заряда его батареи пришось бы ставить палатки там, где это случилось. А Саня был категорически против такого исхода. В темноте кто-то хрустел и шуршал и время от времени в свете фонаря отражались чьи-то глаза. Саня предполагал, что это хищники и выломал на всякий случай здоровый дрын.
Были ещё запасные батарейки, от которых можно было заряжать телефон или поставить в фонарик. Но вот и запасные батарейки отдали всю свою энергию. Крутость горы, которую мы брали, однако уменшилась. Тропинка стала более живой постепенно превращаясь в пешеходную дорожку. Ехать ещё пока не получалось.
Стал слышен шум воды. Внизу в ущелье журчал невидимый ручей или небольшая речка. Дорожка привела нас к мостику через ущелье. Рядом с мостиком была информационная табличка. Время было половина второго ночи.
Фотографировать или нет эту табличку? Такой вопрос был потому, что в телефоне были уже последние проценты. Запасных батареек больше не было. Когда закончится эта дорога через лес было неизвестно. Но решил рискнуть, чтобы знать где мы были.
Ландсбро — это старое название дороги через реку Вийерсдан, которая является границей между Медельстой и Бракне. Переправа была расположена примерно в 10 метрах вверх по течению на скале, которая была взорвана в конце прошлого века, когда река использовалась в качестве судоходного канала.
В устье реки находится «Царское поле», где в 1618 году по пути в Роннеби отдыхал датский король Кристиан IV, чтобы осмотреть так называемый Серебряный холм, где добывали серебро. Он находится вблизи современного города Роннеби.
После моста стало дорога стала шире и можно было сесть на велы и ехать. Скоро дорога стала ещё шире и пошла под гору. Мы уже могли ехать с нормальной скоростью. Через некоторое время неожиданно выехали на асфальтовую дорогу. Ура! Вернулись в цивилизацию. И тут телефон отключился. Поставить его на зарядку от динамо ночью было никак. Энергия требовалась для фары. Но это было уже неважно. Мы думали не о том, чтобы ехать, а о выборе подходящего места для ночлега. Казалось, что преодолели пару десятков километров через чащу леса, камни, да ещё большую часть в гору. Сейчас при написании отчёта вижу, что это было всего пять километров. Но гружёный пятидесятикилограммовый бент в гору через камни и ночью вполне объясняет такое ощущение.